[back]

[home]

[mail]

ВЭЛ ХОХЛОВ

СЛЕЗЫ РАДОСТИ

поток сознания

СЛЕЗЫ радости... Светлая грусть, забытые мечты, заброшенные воспоминания. О тех, кто был мне дорог когда-то, но давно исчез. Где я, кто я, зачем я? Не знаю ответы на эти вопросы. Время умерло, пространство закончилось. Я? Или не я? Или кто-то другой?1 Не знаю...

Одно время я жил на пляже. И ходил босиком по мокрому песку у самой кромки воды, так что потом на нем еще долго виднелись следы моих босых ног. Кроме меня там было много людей. Мы играли в волейбол, просто играли, пели и смеялись. Но когда умерло время и закончилось пространство, то солнце погасло. А когда погас фонарь, то исчезла улица и аптека на другой стороне2. Исчезли узкие парижские улочки с одинаковыми желтыми домами3. Исчезла башня из слоновой кости4.

Льются слезы радости... Радостно капают, как дождь. Я люблю слушать дождь, когда лежу в теплой постели. Дождь идет в их мире, а не в моем. Когда я закрываю глаза, то моего мира больше нет, а их мир все еще капает дождем. Но теперь пространство умерло, а время закончилось. Поэтому их мира больше нет. А мой? Я не знаю, есть ли я... Я не знаю, есть ли... Я не знаю... Я? Не я?

Наверное, наступил конец детства5. Я читал его по-английски. Наступил конец детства по-английски? Я читал его. Он читал меня. Я был написан в книге, показан по телевидению, рассказан по радио. Я был всем, а все было мной. Когда я стал не я, то все стало не все, а, значит, ничто. Поэтому-то, видимо, пространство-время умерло-закончилось. Континуум меры ноль6. Бред воспаленного математического познания. Чистая абстракция разума. Алеф7.

А еще была пустыня. Ровная бесконечная плоскость. Она напомнила мне пыльную прокаленную солнцем крымскую трассу. Я шел по ней, без всякой надежды, шел вперед, только вперед, потому что в этом был смысл моей жизни. Но не середине пути меня подобрала машина. Я уехал из своей жизни. А теперь я снова иду по пустыни своего разума, по континууму меры ноль. Я никогда не смогу его покинуть, поскольку в нем бесконечное число точек. Я никогда не смогу быть где-то, поскольку в нем нет ни одного подмножества меры, отличной от нуля. Я везде. Я нигде. Все - это ничто! Вот новый закон природы.

Я точно знаю - я не был Алисой8. Я другой, но я был написан в книге. Я сам себя написал, поэтому я не Кэрролл. Я живу с двух сторон зеркала, поэтому я могу смотреть сам в себя! Мне уже об этом говорили - мой взгляд устремлен в себя. Я падал в бездонный колодец вместе с банкой с вареньем. Это хорошо - я не умру с голоду. Если бы здесь еще был чай, я бы устроил бесконечное чаепитие. Но чая у меня нет, поэтому льются слезы...

Тема звучала опять... Это, наверное, фуга9. Тема все время звучит в новом голосе. И тема никогда не повторяется! Но все равно она всегда остается темой. Голоса переплетаются, накладываются друг на друга, звучат в унисон. Это моя фуга. Фуга - моя жизнь. Мои мысли записаны на нотной линейке? Вот только в этой партитуре бесконечное число инструментов. Опять континуум, эта тема уже звучала. Она вновь будет звучать. Она звучит всегда. Континуум тем. Континуум слез. Время сдается, пространство сдается, Пелевин сдается10...

Все реки текут. Время течет рекой. Где же его дивергенция11? Мне все равно. В одну и ту же реку нельзя войти дважды. Теперь в одну и ту же реку нельзя войти ни одного раза12. Нет реки. Ничего нет - пространство мертво, время утекло. Где вся эта философия? Она не стоит последней пуговицы на мундире последнего французского солдата императора Наполеона III13. И вдруг я понял!

Я убил в себе человека! Я долго не мог понять, что же именно произошло, пока не посмотрел внутрь себя. Я не увидел там человека. Я не увидел там ничего - я увидел там все. Это диалектика монотонности. Я сделал то, что не смог сделать Раскольников. С человеком исчез и мир. Поэтому пространство закончилось, а время умерло. Реприза14...

А тем временем тучи сгущались над городом Ершалаимом15. Черные, грозовые тучи. Чернее души центуриона Марка Крысобоя. Я - Марк Крысобой! Я вижу себя, я стою перед собой. На мне плащ с кровавым подбоем. На мне терновый венец. Кровь капает с моей головы на плащ. Я - Иешуа. Я - всадник16. Я шел по лунной дороге. И нес свой крест. За моими плечами, в чехле находится мой крест. И еще ноты. Тема. Модуляция17. Я - Мастер. У меня есть кепка с буквой "М". Это не МакДональдс. Это не метро. Я был там, я есть там, я есть "там"18. Я - альфа и омега19, минус и плюс бесконечность. Я - бог? Ты есть бог20? Чужак в чужом краю, что ищешь ты среди пустыни моего сознания? Ты, воспитанник марсиан, пришел на Землю, чтобы принести сюда любовь. И ты был побит камнями насмерть, Мессия... У тебя была кепка с буквой "М", Майк21? Ты распят на своем кресте, ты убит своей любовью. На моем кресте шесть струн22. За какую из них я буду распят? Кода23...

Льются слезы радости. Это дождь. Это пыльная раскаленная крымская трасса. Это конец детства. Это конец... Я с двух сторон зеркала, смотрю сам в себя, рисую солнце в нотной тетради. Я убил в себе Наполеона. Это было там, в страшном городе Ершалаиме, где кровавые слезы лились на плащ всадника Понтия Пилата, пятого прокуратора Иудеи. Слезы радости...

Киев
18 июля 2000 года


Комментарии:

Я решил привести сразу комментарии к этому эссе, поскольку в нем имеются вещи, непонимание которых ведет к непониманию его в целом. Для создания аналогичных ассоциативных связей в сознании, по-видимому, необходимо также иметь представление обо всех перечисленных ниже произведениях.

1 Здесь имеется в виду критика закона отрицания отрицания в формальной логике. В ней не-не-"я" равно "я", в то же время "кто-то другой" не равно ни "я", ни не-"я"

2 Намек на известное стихотворение А.Блока

3 Намек на творчество деятелей декаданса, живших в Париже

4 Башня из слоновой кости - обитель поэта, где он укрывается от будней

5 Имеется в виду произведение "Childhood's End" ("Конец детства") А.Кларка

6 Здесь речь идет о диалектике непрерывного и разрывного в математико-множественном представлении. Континуум представляется "непрерывным" множеством, например, множеством всех действительных чисел (числовой прямой). В то же время, множествами меры ноль являются "разрывные" множества - счетные или конечные.

7 Древнееврейской буквой "алеф" () обозначается кардинальное число континуума, "алеф-нуль" - кардинальное число счетного множества

8 Имеется в виду "Алиса" Л.Кэрролла

9 Фуга - форма полифонического музыкального произведения

10 "Время сдается, пространство сдается" - надпись на форзаце книги "Generation 'П'" В.Пелевина

11 Дивергенция - своего рода, "источник" или "сток" векторного поля

12 Имеются в виду известные высказывания философов

13 Намек на фразу военного министра Франции перед началом франко-прусской войны

14 Реприза - повторение темы в музыкальном произведении

15 В этом абзаце обыгрывается роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

16 Понтий Пилат принадлежал к сословию всадников

17 Модуляция - переход к другой тональности в музыке

18 В первый раз под "там" имеется в виду некое место, во второй раз - само слово "там"

19 Слова из "Откровения Иоанна Богослова", в дальнейшем они обобщены на бесконечный ряд

20 Лейтмотив романа Р.Хайнлайна "Stranger in a Strange Land" ("Чужак в чужом краю")

21 Майкл Смит - главный герой в "Stranger in a Strange Land"

22 Имеется в виду гитара

23 Кода - заключительная часть музыкального произведения


Приложения:

Здесь я приведу два утверждения для иллюстрации диалектики разрывного и непрерывного (доказательства мои). Они, на мой взгляд, имеют большое общефилософское значение, демонстрируя "устремленность" числового ряда внутрь себя (научно выражаясь, бесконечную делимость числового ряда).

Утверждение 1. Между любыми двумя (различными) иррациональными числами всегда найдется счетное множество рациональных чисел.

Доказательство: пусть есть два иррациональных числа a и b, запишем их соответствующие разряды как a1a2a3... и b1b2b2..., где ai, bi - десятичные цифры. Пускай a < b, тогда найдется такое N, что aN < bN. Построим новое число c, для чего положим ci = ai = bi для i = 1,N-1. Пускай cN = bN -1. Очевидно, что c < b. Поскольку все разряды числа a после N-го не могут быть девятками (тогда это будет периодическая дробь, т.е. рациональное число), то обозначим через M >= N такой разряд числа a, что aM < 9. Положим cj = aj, при N < j < M, и cM = 9. В таком случае c > a. Итак, мы получили одно рациональное число c, такое что a < c < b. Дописывая к десятичной записи числа c любое конечное число цифр сзади мы можем получить сколь угодно много рациональных чисел между a и b. Поставив в соответсвие каждому такому числу его порядковый номер, получим взаимно-однозначное соответствие между множеством этих чисел и множеством натуральных чисел, поэтому полученное множество будет счетным.

Утверждение 2. Между любыми двумя (различными) рациональными числами всегда найдется множество действительных чисел мощности континуума.

Доказательство: пусть есть два рациональных числа, a и b. Построим линейную, а стало быть, взаимно-однозначную, функцию f(x) = (x - a) / (b - a). Так как f(a) = 0 и f(b) = 1, то f(x) взаимно-однозначно отображает отрезок [a; b] в отрезок [0; 1], при этом сохраняется рациональность чисел. Поэтому мощности множеств [a; b] и [0; 1] действительных чисел равны, а, как доказано, мощность отрезка [0; 1] равна мощности континуума.

Выбрав из полученного множества только иррациональные числа, мы получим, что между любыми двумя рациональными числами всегда найдется континуум иррациональных чисел.