[back]

[home]

[mail]

КАК Я ДОКАТИЛСЯ ДО ТАКОЙ МУЗЫКИ

Однажды, давным-давно, я вычитал, что "Нау" свои первые альбомы писали под влиянием группочки Led Zeppelin. Название, конечно, я знал, но их записи не слышал. И взял у одногруппника то, что было - два диска каких-то "вэри бэстов". Сборников, короче :-) Послушал - понравилось, особенно первый период их творчества (первая четверка альбомов). Сложилось так, что в ту пору приезжала в Киев группа "Алиса", и пошли мы втроем (с Натским и Женей Слезенком) на их концерт. Куча алисоманов, все дела ;-) Тогда я уже отчетливо понимал, чем отличается уровень "Алисы" от уровня цеппелинов. А у Натского была футболочка с "Led Zeppelin". Ну и картина маслом - алисоманы прутся от "Алисы", а мы уже чувствуем разницу и слушаем довольно скептически. Не подумайте, что мы такие снобы... Просто тогда я понял разницу, может, впервые так отчетливо; понял, какой разной бывает музыка.

Вслед за Led Zeppelin в моей жизни прочно обосновались Deep Purple. Дальше по хард-роковой линии я не пошел, о чем и не жалею. Возможно, там были хорошие группы, но особо тяжелую музыку я не любил, а в классическом хард-роке вряд ли что-то лучше можно найти. Кстати, все же через пару лет Led Zeppelin я предпочитал больше, не в последнюю очередь из-за их блюзовости. А из Deep Purple мне довольно-таки (ну, по сравнению со "среднестатистическим" их слушателем) понравились первые три альбома, не хард-роковые. Скорее, арт-роковые (или прогрессив-роковые). Возможно, это было предпосылкой моей дальнейшей эволюции в музыке.

Некоторое время я слушал с большим удовольствием Rolling Stones. Конечно, ранних - до середины 70-х. Далее они были для меня малоинтересны. Битлов открыл для себя вновь, оказалось, у них есть интересные альбомы. Подвисал некоторое время на рокабилли, в принципе, там есть интересные музыканты. Та же "Rock around the clock" достаточно разнообразна и по инструментам, и по темам. Некоторое место в моей жизни занимали и калифорнийские группы, в первую очередь, Doors. Из этого периода несколько особняком стояли E.L.O., чья музыка хоть и связана с мэйнстримом, который я тогда слушал, но в ней уже были ярко выраженные классические заимствования. Да, и в то время я услышал первый альбом King Crimson, который на меня не произвел никакого впечатления почему-то. Не дорос тогда еще?..

Но в один прекрасный момент я вдруг решил, что группа Yes - это круто. Не знаю, почему. Я их не слушал, ни одной вещи. Но вот в голову пришла такая мысль. При этом я абсолютно не знал, что они играют. Начал искать их mp3-диски. Нашел с очень большим трудом, кстати. Купил и сразу понес хвастаться своему преподу по гитаре (Чернышову). И меня сразу обрадовало то, что он не стал их ругать, как обычно он проходился по группам типа Led Zeppelin, а сказал, что у них есть частью хорошие альбомы, а частью они какой-то смур гонят... Пришел я домой, поставил диск и... разочарование. Первые три альбома не впечатлили совсем. Ну и с горя поставил Close to the Edge... Вот тут-то меня и приколбасило... Я был раздавлен, мой мир перевернут с ног на голову, все мое музыкальное мировоззрение было потрясено до основанья... А затем, как вы знаете, обычно строится новый мир. Вот новый мир в музыке я и открыл благодаря этому альбому. К тому времени у меня были уже некоторые познания у музыке. Я знал, что такое сонатная форма, из чего состоит симфонический оркестр, прослушал кучу классических произведений. Музыка Yes, а особенно Close to the Edge, попала на благодатную почву. Я оценил четырехчастное двадцатиминутное творение со сквозными темами, с контрастом частей, с большими инструментальными фрагментами. Именно в этот момент я вдруг понял, что это нечто доселе мне совершенно незнакомое и абсолютно замечательное (для меня). Это было откровение. Я нашел ту музыку, которая на тот момент (да и по сей день) стала для меня наиболее любимой.

Ну вот, открыв Yes, я стал искать похожие группы. Узнал, что есть такой стиль - "прогрессив-рок". В нашей стране его чаще называют "арт-рок", хотя в мире принят больше первый термин. А до этого ни разу названия такого не слышал, да и группочки мне ни о чем не говорили. Тут-то вспомнились и King Crimson, которые мне начали нравится с Lizard'а, а потом уже и остальные альбомы "пошли". Далее, Genesis (не оригинально, знаю ;-). Из них до сих пор очень нравится первый альбом. Ну а дальше - вся стандартная братия, E.L.P., Gentle Giant, Camel, Van der Graaf (Generator). Больше, в принципе, достать что-то было сложно. Ну, даже известнейшая "Домашняя коллекция" в ту пору не разрослась еще до таких размеров, как сейчас. На определенном моменте я вдруг понял, что среди моих друзей и знакомых нет ни одного человека, у которого бы можно было взять интересную мне музыку или который хотя бы мог мне что-то посоветовать купить из такой музыки. Казалось, все - вот он, предел. Приехали...

А, еще штрих - в пору своего обучения музыке (в культовой первой вечерней ;-) у меня была возможность ходить на разные джазовые концерты. Так как почти все наши преподы играли джаз, а как раз тогда в "Динако-люкс" устраивали шаровые сэйшны, то мы пользовались случаем на полную катушку. Я не любитель джаза, но для общего развития и музыкальной эрудиции очень полезно. Например, из джаза-то я и узнал о существовании такого себе Джона МакЛафлина, а только потом - о Mahavishnu Orchestra. Из джаза я узнал и о Козлове и группе "Арсенал". А когда сходил на них, оказалось, что лучше всего у них получается играть прогрессив-рок... Два раза был на их концертах, оба раза в полном восторге!

Да, так вернемся к пределу... Новых прогрессив-групп я все не слышал. И вот один добрый человек из Воронежа, которого я попросил мне что-то посоветовать, меня просто накрыл лавиной названий. Если шведов типа Sinkadus и Anglagard я еще мог бы пытаться поискать на Петровке (безрезультатно, конечно), то вот итальянцев вроде "Premiata Forneria Marconi" или "Banco del Mutuo Soccorso" спрашивать вообще стремно ;-) И я все поражался, откуда люди в Воронеже знают такие название, о которых в Киеве не слышали.

История моих новых музыкальных открытий связана с "Махавишной". Как-то я раздобыл диск МакЛафлина и решил собрать себе всю эту группочку. И нашел в и-нете замечательного человека - Андрея Костюка. Его список дисков поразил мое воображение. Кроме Махавишны там были Sinkadus, Anglagard, Banco и много других рульных групп. Правда, теперь я могу отблагодарить Андрея музыкой, которую для меня два хороших человека перебрасывают из Москвы в Киев. Я записал себе дисков двадцать, а прослушал еще больше. Среди них очень интересные группы: Soft Machine, Caravan, Rush. Необычная, непривычная для моего слуха Magma (которую я, видимо, не до конца понимаю). Некоторое время я подвисал на странном великолепии Gong. Но более всего меня поразила группа Renaissance. Со времен открытия Yes и King Crimson я не испытывал такого восторга. Основанная Китом Рельфом (помните Yardbirds?), эта группа уже в измененном составе стала играть чудеснейший, восхитительный прог-рок. Замечательные клавиши, очень редкий в рок-музыке случай, когда классный клавишник играет не синтезаторным (как Эмерсон и Вэйкман), а классическим фортепианным звуком. Мощный, чудный бас в духе Криса Сквайра. Хороший вокал, который ближе к классическому, чем к роковому. Три чудесных живых концерта (по два диска каждый), по крайней мере два из которых в сопровождении симфонического оркестра (ну, в Альберт-холле точно, а в Карнеги-холле почти точно). Я последнее время плавал в океане этой прекрасной музыки.

Вот такая получилась эволюция.

Киев, декабрь 2003